29.11.2019 15:04

Как выбрать пуско-зарядное устройство

Сердце автомобиля это его двигатель, который может не завестись на сильном морозе если аккумуляторная батарея промерзла и утратила емкость. Оживить аккумулятор поможет пуско-зарядное или пусковое устройство. Такие приборы сочетают в себе возможности частичного восстановления емкости АКБ и запуска двигателя, за счет подачи высоких пусковых токов непосредственно на стартер. Аккумулятор в этом случае используется как проводник.

Что выбрать и на какие характеристики обратить особое внимание?

Классификация ПЗУ

В зависимости от выполняемых функций все пуско-зарядные устройства делятся на 3 группы.

Зарядные устройства (ЗУ) — только заряжают аккумулятор, но не служат для запуска двигателя. Могут работать в двух режимах — обычном и ускоренном. Последний используется, когда аккумулятор нужно зарядить срочно (в течение 15 минут), однако нельзя прибегать к нему слишком часто, иначе это сократит срок службы аккумулятора.
В конструкцию традиционных ЗУ входят трансформатор, диодный мост, амперметр и регулятор выходного напряжения. Такой вид ЗУ стоит намного дешевле, чем автоматический, но его нельзя использовать для гелевых и сухих аккумуляторов, так как это повреждает их корпус. При больших токах такие устройства не имеют возможности удалять газ, как жидкие аккумуляторы, поэтому давление изнутри на стенки устройства ведет к его деформации. Но для свинцово-кислотных аккумуляторов такие ЗУ подойдут как нельзя лучше.

Пусковые устройства (ПУ) — запускают двигатель, но не заряжают аккумулятор, при этом многие модели таких устройств сами нуждаются в регулярной подзарядке. Плюсом такого оборудования является защита от перегрузок, а также автоматическое отключение при полной зарядке.

Пуско-зарядные устройства (ПЗУ) — выполняют обе функции и способны как зарядить аккумулятор, так и помочь двигателю завестись. Для жидкого аккумулятора подойдет любой вид ПЗУ. Но если необходимо 12 В для гелевых и сухих батарей, то напряжение зарядного устройства должно составлять 13-14 В. Пуско-зарядные устройства с микропроцессорами управления подходят для батарей с любым видом электролита и чаще всего работают от стандартной сети 220 В. С помощью панели управления удобно следить за напряжением и временем зарядки, а также за состоянием аккумулятора.


В современном мире есть следующие виды пускозарядных устройств: импульсные, трансформаторные, аккумуляторные (бустеры), конденсаторные.

Импульсные инверторные ПЗУ

Принцип работы такого устройства основан на импульсном преобразовании напряжения. Под воздействием высокой частоты напряжение сначала повышается, а потом идет его понижение и преобразование. Такие устройства, как правило, имеют небольшую мощность и способны лишь подзарядить штатный аккумулятор и помочь ему запустить двигатель, но при условии, если на улице сильный мороз и ваш штатный аккумулятор разрядился, то придется сначала зарядить аккумулятор, а потом запустить двигатель.

Преимущества: небольшой вес и габариты, дешевизна изделий.
Недостатки: такие пускозарядные устройства довольно критичны к скачкам напряжения, переполюсовке (неправильному подключению АКБ), выдают довольно сильные помехи в сеть и, как правило, обладают небольшой мощностью, а также сложны в ремонте.

Трансформаторные ПЗУ

Принцип работы таких устройств основан на понижении напряжения при помощи классического трансформатора, а затем его выпрямления.
Такие устройства отличаются высокой мощностью и хорошими пусковыми токами, которые даже при полностью разряженном штатном аккумуляторе, заставят стартер автомобиля крутиться и запустить автомобиль.

Преимущества: большая мощность, высокая надежность, неприхотливость.
Недостатки: большой вес, большие габариты, высокая цена.


Аккумуляторные ПЗУ (бустеры)

Принцип работы таких устройств очень прост - сначала заряжаются встроенные аккумуляторы, а затем при помощи них запускается двигатель.
Данный вид устройств можно разделить на бытовые и профессиональные. Бытовые бустеры переносного типа со встроенным зарядным устройством и маленьким аккумулятором 17-18 А\Час и при сильном морозе вряд ли смогут завести несколько машин подряд. Профессиональные же, как правило, передвижные на колесах, имеют несколько аккумуляторов большой емкости до 190 А\Час, что позволяет запускать автомобили с бортовой сетью и 12В и 24В.

Преимущества: мобильность, не требуют питающей сети на месте парковки автомобилей.
Недостатки: большой вес, зависимость от степени заряженности встроенного аккумулятора.


Конденсаторные ПЗУ

Принцип работы таких устройств довольно сложен - сначала заряжаются встроенные конденсаторы, а затем при помощи них запускается двигатель.
Такие устройства довольно редко встречаются и имеют ряд недостатков.

Преимущества: мобильность.
Недостатки: не позволяет запускать большое количество автомобилей, негативно влияет на аккумулятор автомобиля из-за большого разряда и имеют высокую стоимость.

Зарядные устройства подразделяются на автоматические и неавтоматические. В автоматических напряжение, ток и время заряда контролируются процессором. В неавтоматических какие-то параметры придется выставлять вручную. На первый взгляд, автоматические зарядные устройства удобнее. Но здесь есть свои тонкости: дешевые «автоматы» зачастую не снабжены контрольными приборами, и следить за процессом заряда предлагается по паре светодиодов. Каким током и напряжением идет зарядка – можно только догадываться. В худшем случае такой прибор может даже повредить аккумулятор. Поэтому, покупая «автомат», желательно не скупиться на устройство, оснащенное цифровым дисплеем или амперметром – чтобы иметь возможность контролировать хотя бы ток зарядки.

Пусковые и пуско-зарядные устройства работают от электросети 220 В или от собственных аккумуляторов. Чтобы определиться с типом питания устройства, нужно учесть условия работы: для стационарного использования подойдут сетевые приборы, а для мобильного аккумуляторные.

Шаг 1:

Для начала, уточните тип аккумуляторной батареи установленной на транспортном средстве.

Кислотные аккумуляторные батареи — WET, самый распространенный тип АКБ для транспортных средств. Бывают обслуживаемые и не обслуживаемые.

Кислотные герметичные аккумуляторы — AGM.

Гелевые аккумуляторные батареи — GEL, используются в различных положениях без риска выхода наружу электролита. Полностью герметичны и не нуждаются в обслуживании.

Разобравшись в том, какой тип АКБ установлен в транспортном средстве, выбирайте модель пуско-зарядного устройства способного работать с данным типом батареи. Универсальные устройства, сочетающее возможность работы с несколькими типами аккумуляторов.

Шаг 2:

Обратите внимание на напряжение аккумуляторной батареи авто.

Самые распространенные аккумуляторы имеют напряжение 12 B — легковые автомобили, кроссоверы, фургоны и внедорожники; и 24 B — грузовой и коммерческий транспорт, сельскохозяйственная и строительная техника. Встречаются АКБ и с напряжением 6 B, например, в садовых тракторах, райдерах или мопедах. Убедитесь, что выбираемое ПЗУ имеет соответствующее напряжение.